Июнь 8th, 2021
Население Норвегии меньше, чем в Болгарии — всего 5,26 миллиона человек, в последние дни страна произвела фурор из-за заботы о детях и запрета время от времени давать пощечины. Не знаю, насколько работа с подростками, как они ее описывают, верна, но знаю кое-что еще — страна является чемпионом мира по электрификации автостоянок. А также количество электрифицированных электромобилей на душу населения. Это, вероятно, делает его страной с наименьшими выбросами автомобилей на дорогах в мире.
Как они этого добились?
Правительство и общество очень вовлечены в это направление. Правительство применяет пропорциональное налогообложение автомобилей в зависимости от загрязнения, которое они производят. И с государственными инициативами по облегчению покупки и использования электромобилей, что делает их более выгодными для покупки и эксплуатации классических автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Подавляющее большинство покупателей электромобилей за рубежом утверждают, что основная причина покупки электромобиля в первую очередь экономическая.
Переключитесь на электричество или платите налоги и сборы!
В Норвегии электромобили не дешевле, чем в других странах, дороже просто дизельные и бензиновые автомобили. Средства, собранные от государства в виде налогов и сборов, не тратятся впустую, а превращаются в помощь и поддержку для покупки и использования электромобилей, независимо от того, работают ли они на батареях или работают как «топливные элементы», оба типа. выхлопных газов / автомобили с нулевым выбросом — ZEV. Для них НДС не взимается, а для классических бензиновых и дизельных автомобилей — 25%!
Нет никаких регистрационных сборов для поездов, нет ежегодного налога на имущество и нет налога на топливо. Сборы были полностью отменены или серьезно снижены, а очень важные паромные сообщения на второй по величине береговой линии страны в мире были значительно сокращены. Автобусные полосы открыты для автомобилей ZEV, общественная парковка бесплатная, есть огромное количество бесплатных зарядных станций на удобном расстоянии друг от друга.
Эта государственная политика упорно работает с 1990-х годов, когда первым шагом была отмена налога на импорт электромобилей. Налоговая политика страны в отношении автомобилей имеет давнюю историю — с 1920-х годов. По ее словам, до конца 60-х годов прошлого века автомобили считались предметом роскоши и по этой причине были сильно загружены. Акцент в налоговой политике сегодня сместился на двигатели внутреннего сгорания. Причина их уменьшения в стране и падения продаж одна — чем дороже продукт, тем меньше он урезает.
Пример того, как этот принцип работает сегодня, — сравнение чемпиона европейского рынка Volkswagen Golf (http://www.vwmanual.ru/golf) с электрическим двигателем Volkswagen e-Golf с точки зрения цены и эксплуатационных расходов. Единственная такая плата за автомобиль — это плата за утилизацию, которая составляет около 250 евро.
VW Golf — импортная цена 19250 евро, налог на выбросы CO2 — 3360 евро, налог на оксиды азота NOx — 232 евро, налог на вес — 2238 евро, НДС — 6268 евро и окончательная цена — 31340 евро.
VW Golf-e — импортная цена — 27 390 евро, налог на CO2 -0, налог на NOx — 0, весовой налог — 0, НДС — 0, окончательная цена — 27 757 евро.
И это только начальные затраты на покупку автомобиля, простота эксплуатации электромобилей еще более резко сокращает разницу в пользу электрической версии автомобиля. В Норвегии власти называют это принципом «платит загрязнитель». Он действует с 1990 года, когда были отменены налоги и импортные пошлины, а в 2001 году был отменен НДС на электромобили.
В 2010 году все стало меняться — появился Mitsubishi i-MiEV, в 2011 году на рынке появился Nissan (http://www.nissanbook.ru/) Leaf и он взорвался. Все больше и больше людей обращаются к электромобилям, даже не разбираясь в новых технологиях, но по экономическим причинам. В 2013 году электромобили составляли всего 5,5% автопарка страны, в прошлом году их доля достигла 31,2%.
Правительство поставило цель, чтобы в 2025 году весь автопарк, за исключением автомобилей, был типа ZEV. Возможно, слишком амбициозные аналитики считают, что их доля тогда составит 80%. Причина этого, по их словам, — желание владельцев заряжать Elmobilis дома, в то время как большинство зарядных станций находятся в общественных местах.
Можно ли успешно применить норвежский опыт в других странах мира, почему не в нашей стране? Аналитики полагают, что норвежская налоговая политика в этом направлении вряд ли разовьется, возможно, ее принятие было бы политическим самоубийством в других странах. Норвегия занимает девятое место по проценту налогов на свой государственный продукт среди развитых стран. США, например, занимают только 30-е место из 35 стран в этой группе. Взамен у Норвегии есть ряд социальных льгот — бесплатное полное медицинское обслуживание и школа. Но тамхора считают, что, платя налоги, они получают взамен серьезные вещи. И эта политика неуклонно проводится, поддерживается всеми партиями в стране. Даже правые, которые считают, что уровень налогов высок, полностью поддерживают свою систему в целом, потому что вся экономика выигрывает от наличия широкого среднего класса.
Есть еще кое-что, чего не видно на первый взгляд
После открытия нефтяных месторождений в Северном море экономика страны продемонстрировала беспрецедентный рост: на экспорт приходится 43% от общего объема экспорта и 21% прибыли страны. На добычу нефти приходится 17% валового внутреннего продукта страны. Уже задаются вопросы о том, побудила ли норвежская политика мощную государственную энергетическую компанию Statoil (теперь именуемую Equinor) производить больше нефти.
В последние годы экспорт увеличился, и некоторые эксперты по окружающей среде отмечают, что выбросы углерода в стране от нефти до 10 раз превышают внутренние выбросы. Может быть, бистро в будущем придется закрыть свой масляный кран для всего мира, даже если это будет угрожать его главному двигателю — экономике.
Возникает также вопрос — как страна будет жить после нефти, она не будет вечной. Поддержка электромобилей тоже не будет длиться вечно, сейчас это делается для того, чтобы изменить рынок. Освобождение от использования электромобилей также будет недолгим, даже если все политические партии согласятся с этим сейчас. Успех эксперимента в направлении электромобилей в Норвегии двоякий — он делает электромобили более доступными, а их эксплуатация и распространение уже стали нормальным явлением.