Ноябрь 28th, 2014
Подводя итоги, необходимо отметить, что се- дентеризационные процессы в обществах кочевников были вызваны потребностями экономики кочевых империй — дополнить внешние источники поступления прибавочного продукта внутренними ресурсами. Однако поселения земледельцев и ремесленников создавались в империях номадов не за счет внутренней седентеризации, а из угнанного кочевниками в полон земледельческого населения, либо из мигрантов соседних оседлоземледельческих государств, бежавших от непосильных налогов. Не случайно кочевникам монгольских степей никогда не удавалось достичь сколько-нибудь устойчивой преемственности в градостроительной традиции и с возникновением каждой новой степной империи строительные навыки приходилось приобретать заново.
В год Куликовской битвы китайскими войсками был сожжен Каракорум, который после этой трагедии так и не смог восстановиться. Та же участь ждала и пышные дворцы, воздвигнутые юаньской элитой в забайкальских степях. Они сгорели в пожаре междоусобных конфликтов наследников Чингисхана. Память о них исчезла, и только на рубеже XVIII-XIX веков остатки Кондуйского дворца были переоткрыты и использованы при строительстве православной церкви Рождества Богородицы в селе Кондуй.
Первые русские сведения о древних городах Сибири
Кажется, там стояли только две избы, как можно заключить по двум ямам; избы были построены наполовину в земле, наполовину над землей и сделаны из досок и, по тогдашнему обыкновению остяков, были покрыты землею. Такие избы встречаются у них теперь очень редко. Из описания места видно, что оно могло служить в тревожное время убежищем не более как одной семье с ее челядью. На основании этого можно судить о подобных же небольших остяцких укреплениях, которые имели своей задачей во время вражеского нападения дать безопасный приют женам и детям остяков вместе с лучшими их пожитками. Сами же остяки не прятались в такие городки, а встречали недруга в поле или в своих юртах».