Июнь 25th, 2016
Если к изображениям Иеронима в живописи Рибера шел, исходя из опыта своих графических работ, то обратный случай имеет место в изображении вакханалии. В 1626 году он написал картину «Пьяный Силен» (Неаполь, Национальный музей) и только через два года повторил ее в графике. Композиция картины в общем та же, что и на описанном выше офорте, только все перевернуто в обратном направлении. Слева, на переднем плане, прибавился полуобнаженный юноша с накинутой шкурой, сидящий с чашей в руке, повернув смеющееся лицо к зрителю.
Роль пейзажа в отличие от офорта ничтожна. Только в левом верхнем углу показан маленький кусочек пустынной дали и неба, на фоне которого рисуется голова осла. Фон картины темный. Фигуры очень пластичны, но не моделированы постепенными переходами светотени, а оформлены при помощи резко разграниченных светлых и теневых поверхностей. Внутри них тела моделируются переливами краски и мощными пастозными мазками, передающими объемность форм. Яркий свет, падающий слева, превращает всю фигуру Силена в большое светлое пятно, оконтуренное темными тенями, но выпуклость этой фигуры кажется зрителю чувственно осязаемой.
Интересно, что основное различие между картиной и гравюрой именно в освещении. В картине нет и намека на дневной свет в открытом пространстве. Она темна, и освещенные пятна — это только эффект яркого света, проникшего в закрытое темное помещение. Вероятно, поэтому Рибера и сократил здесь почти совсем роль пейзажа, чувствуя, что в живописи он не справится с задачей передать светлое пространство и вместе с тем сохранить ту степень объединения тел с пространственной средой, которой он добился путем использования «погребного» освещения.
Одно из лучших произведений рассматриваемого периода — «Св. Себастьян и Ирина» (Государственный Эрмитаж). Подпись на холсте — «Хосеф Рибера, испанец, валенсиец из Сетабена, академик римский. Исполнил в Партенопее в 1628 году»-необычна по своему характеру, так как вместо округлого и мелкого почерка Риберы здесь неровные печатные буквы, причем все заглавные. Однако принадлежность картины кисти Риберы не может внушать никаких сомнений.