Май 10th, 2013
увеличении светового микроскопа до 2 0 крат.Примеры указанных параметров рельефаизлома в виде мезо- и макролиний, а такжеусталостных бороздок представлены нарис. 8.2.19 и 8.2.20. Помимо указанных выше,используют еще группы параметров рельефаизлома, которые регулярно повторяются внаправлении распространения трещины. Этогруппы (блоки) усталостных бороздок близкогошага, группы мезолиний близкого профиля,а также иные параметры рельефа излома, отражающиерегулярное повторение режимовнагружения того или иного элемента конструкции.В зависимости от цели проведения измеренийвыбирают тот масштабный уровень,который характерен для реализованных параметроврельефа излома применительно к проводимымколичественным оценкам длительностипроцесса разрушения и уровня эквивалентногонапряжения.782 Глава 8.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗЛОМ ОВРис. 8.2.19. Мезолинии (а) в изломе усталостно разрушившейся в эксплуатации лопатки двигателяиз жаропрочного сплава и (б) в изломе кронштейна системы управления самолетом (сплав АК6),а также макролинии усталостного разрушения (в) в изломе лопасти воздушного винта самолета(сплав Д1Т) и (г) в изломе лопатки компрессора из жаростойкой сталиКОЛИЧЕСТВЕННАЯ ФРАКТОГРАФ ИЯ 783Рис. 8.2.20. Схема нагружения (а) цилиндрического образца из титанового сплава ВТЗ-1 и(б) фрактограмма его излома, полученная на просвечивающем электронном микроскопе,(б) фрактограмма его излома, полученная на просвечивающем электронном микроскопе,