Август 2nd, 2013
Этим и объясняется упоминавшееся выше появление трещин,именно начиная с этих внутренних точек шва. Так как эти точки скрыты от глаза наблюдателя, то тем опаснее это явление.Напряжения, вызываемые в железе давлением обжимки, значительно увеличиваются вследствие температурных влияний, в результате чего уже при умеренном давлении железо может быть перенапряжено свыше предела текучести. Как известно, перенапряжение железа в холодном состоянии является предпосылкой к „старению» железа, выражающемуся в постепенной потере вязкости и в приобретении, наоборот, большой хрупкости. Поэтому необходимо принимать меры к тому, чтобы избегать перенапряжений или, по крайней мере, их ослаблять. Это достигается прежде всего соответствием давления машины работе деформации и равномерным распределением избыточного тепла. Для этого, с одной стороны, охлаждают водою обжимку и поддержку, а с другой— клепку ведут не под ряд, а перескакивая через несколько заклепок; это последнее необходимо еще и потому, что иначе происходит, как уже указывалось, смещение заклепочных дыр и искривление (выпучивание) листов. При чрезмерном давлении кромка отходит от прилегающего к ней листа и образуется зазор, который трудно поддается чеканке; приэтом страдает не только плотность, но, конечно, и прочность шва, мерилом которой является сопротивление сдвигу, в свою очередь зависящее от сжатия листов заклепками и от состояния их поверхностей. Тогда как раньше рассчитывали заклепочные соединения исключительно на срезывание заклепок и листов, в настоящее время учитывают упомянутое выше сопротивление сдвигу или вызываемое сжатием поверхностей трение. Если бы эти поверхности не прилегали плотно друг к другу, то при переменной нагрузке (напряжении) они быстро обминались бы и очень быстро наступало бы ослабление всего соединения.