Август 2nd, 2013
Немецкий и американский способы чеканки. На практике встречаются два способа чеканки:Рис. 395.а) обыкновенный или так называемый немецкий (рис. 395), когда сначала острой кромкой чеканки осаживают сильными ударами материал на некоторое протяжение вглубь (а), а затем, повернув чеканку острой кромкой вниз, а тупой кверху, — окон- \Рис. 396.чательно отделывают место чеканки, или, как говорят, „подбирают» материал, непосредственно прилегающий к соседнему листу (Ь); черным показана на рисунке осаживаемая часть материала;б) американский способ чеканки (рис. 396), состоящий в том, что особой формы чеканкой с буртиком осаживают (пробирают) полукруглую канавку вдоль кромки (а), а затем обыкновенной тупой чеканкой „подбирают» материал, лежащий ниже канавки (Ь). Этот последний способ имеет ряд преимуществ, а именно:1) по кромке выбивается полукруглая «канавка, в 212 разаменее ослабляющая прочность шва (согласно исследованиям германского инженера Прейсса, см. ниже), чем острая зарубка, получающаяся при немецком способе чеканки;2) шов уплотняется на большую глубину;3) вдоль чеканенной кромки не получается зарубок листа,каковых трудно избежать при немецком способе, когда приходится оперировать с острой чеканкой.ЧЕКАНКАЧеканка является одной из ответственных операций и требует большой добросовестности и знания дела. Германский инженер Прейсс,1 на основании своих опытов, нашел, что зарубки или забоины, производимые чеканкой, вызывают еще большие возрастания напряжений в котлах, чем сами заклепочные отверстия (стр. 321). Он нашел, что, не говоря уже об остроконечных зарубках (рис. 397,а) которые вызывают увеличение напряжений в 5 раз против среднего равномерно распределенного по всему опасному сечению бруска, даже полукруглые зарубки (канавки) (рис. 397.) увеличивают эти напряжения более чем вдвое (1 602 против средн. 750 кгсм*). На рис. показан брусок с двумя такими зарубками (рад. 5 мм), подвергнутый растяжению грузом, который давал в опасном сечении среднее расчетное напряжение от=750 кгсм». Как видно, распределение действительных напряжений таково, что по середине ширины бруска нагрузка эта составляет всего 701 кг, потом она постепенно возрастает, достигая у краев наибольшей величины 1 602 кг, т. е.