Август 2nd, 2013
Рис. 1.1. Схема паровых котлов:а — простой цилиндрический, б — жаротрубный н дымогарный, в — водотрубный с наклонным трубным пучком, г — двухбарабаиный вертикально-водотрубный; — барабан. 2 — топка. 3 —трубы кипятильного пучка, 4 — опускные трубы. 5 — коллекторы, объединяющие трубы поверхностей нагрева. 6 — водяной экономайзер. 7 — перегородки в газоходах котла (стрелками показано движение продуктов сгорания в газоходах)щадь поверхности нагрева и тем самым обеспечивается большая паропроизводительность котла. Таким образом появилась сначала конструкция жаротрубного, а несколько позднее дымогарного котлов (рис. 1.1,6).В жаротрубном котле в водяном пространстве располагается одна, две или три трубы сравнительно больших диаметров, которые обогреваются проходящими через них топочными газами. Эти трубы называют жаровыми.В дымогарном котле водяное пространство пронизано довольно большим количеством труб сравнительно малого диаметра, которые, как и жаровые, нагреваются проходящими сквозь них дымовыми газами. Эти трубы называются дымогарными.В дальнейшем появились котлы, основанные на комбинации этих базовых конструкций.В целом газотрубные котлы отличаются от простого Цилиндрического значительно более высоким КПД (до р0%), однако существенно повысить паропроизводительность таких котлов не удалось и она, как правило, ограничивалась несколькими тоннами в час. Поскольку давление пара составляло лишь 1,5—1,8 МПа (15— ¦ 8 кгссм2), эти котлы широко использовали для паровозов, локомобилей, пароходов, нагревания воды для 1-бытовых нужд и аналогичных назначений.