Июнь 18th, 2013
Под техническим состоянием объекта подразумевается состояние его свойств в данный момент времени, в процессе эксплуатации свойства объекта изменяются под воздействием различных факторов. Внешне это проявляется как отклонение параметров, характеризующих эти свойства, от установленных нормативно-технической документацией. Как отмечалось, изменение свойств объ-екта отображается в совокупности выходных его параметров, в том числе параметров материаль-ных и энергетических выходных потоков (см. рис. 1.2), геометрических размеров и физических параметров (прочности, вязкости, твердости и т.п.) конструкционных материалов, часто называе-мых структурными. По изменению параметров материальных и энергетических потоков (на фик-сированном режиме работы) можно судить только о том, изменилось ТС объекта или нет. На во-прос же о том, что явилось причиной изменения ТС, позволяет ответить только информация об изменении структурных параметров.В связи с этим принято считать, что по отклонению технико-экономических показателей оце-нивается изменение качества функционирования технического объекта, а по отклонениям струк-турных параметров — изменение его технического состояния. Поэтому эффективная техническая эксплуатация любого технического объекта невозможна, если неизвестны основные причины и закономерности изменения структурных параметров под воздействием рабочих процессов и внешних воздействий.Любой рабочий процесс в технических объектах, предназначенных для преобразования энер-гии, сопровождается сопутствующими процессами в той или иной степени вредными с точки зре-ния потребителя (отдельного человека или общества в целом). Объясняется это тем, что исполь-зуемые энергоносители (топливо, вода, пар, воздух, дымовые газы и т.п.), содержащие различные примеси, не остаются нейтральными по отношению к материалам (металлам, огнеупорным и изо-ляционным материалам), из которых изготовлены технические объекты. Последнее особенно ярко проявляется в элементах судовых котлов, что было показано при рассмотрении теории рабочего процесса. Так, при сжигании топлива протекают сопутствующие процессы изнашивания распыли-телей форсунок, коксования элементов топочного устройства, разрушения кирпичной кладки топ-ки. При анализе процессов теплопередачи в поверхностях нагрева отмечалось, что загрязнение труб отложениями золы и сажи является причиной не только ухудшения теплообмена (т. е. сниже-ния тепловой эффективности), но и повреждений труб, обусловленных наружной коррозией, тер-мической усталостью и разупрочнением металла вследствие перегрева при высоких температурах.