Июнь 18th, 2013
Здесь дана только краткая характеристика ме-тодов с целью общего ознакомления судовых механиков.Химический анализ применяют для точного определения химического состава материалов об-разцов, что бывает необходимо для установления тех условий эксплуатации, которые привели к повреждению элемента.Механические методы испытаний (на растяжение при комнатной температуре, на ударную вязкость, на твердость по Бринеллю и др.) предназначены для определения характеристик прочно-сти и пластичности материалов, информация об изменении которых необходима при анализе тем-пературных условий работы изделия.Технологические методы испытаний (на загиб, сплющивание, бортование и раздачу труб, осадку и сопротивление задиру и т.п.) позволяют получить качественные характеристики пла-стичности материалов и проверить их способность к восприятию холодных деформаций. Они с успехом могут быть использованы судовыми механиками при анализе причин повреждений, так как позволяют выявить не только технологические дефекты (закаты, расслоения, риски, пороки сварных швов), но и эксплуатационные повреждения (трещины, охрупчивание, коррозию, измене-ние микроструктуры и т.п.). Технологические испытания не требуют специального оборудования, достаточно просты и производятся без больших затрат времени.Металлографические исследования структуры материалов позволяют обнаружить пороки строения металла, обусловленнные неправильной термообработкой (образование крупных зерен, выделение цементита на границах зерен и т.п.), а также изменение структуры при высоких темпе-ратурах (сфероидизация, обезуглероживание и т.п.) и агрессивном воздействии теплоносителей (меж- и транскристаллитная коррозия и т.п.). Эти исследования выполняют с использованием микроскопов с кратностью увеличения от 5 до 20 000. Трудоемкость исследований велика и вы-полняют их только в береговых лабораториях по решению специальных комиссий, расследующих причины аварий.