Сентябрь 9th, 2013
§ 51. ИЗМЕНЕНИЕ ПОПЕРЕЧНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ ПРИ ВЕРТИКАЛЬНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗАПусть груз весом р (тс), находящийся на высоте Z\ от киля, перенесли вверх, и теперь его центр тяжести находится на высоте г2 от киля (рис. 144). Расстояние, на которое перенесен груз, ,В этом случае центр величины и метацентр своего положения не изменили, так как объемное водоизмещение осталось прежним по величине и по форме, а центр тяжести судна перемес где h — первоначальная метацентрическая высота (до переноса груза).Таким образом, можно сделать вывод, что вертикальный перенос груза приводит к изменению остойчивости, причем при переносе груза вверх остойчивость уменьшается, а при переносе вниз — увеличивается.Пример 5. На судне, элементы которого L; В; Т\ 6; h соответственно равны 170; 22; 10; 0,65; 0,9, груз р=500 тс переместили из точки Л(0; 4; 2) в точку В (0; 0; 15). Определить угол крена.Угол крена рассчитывают по формуле 8=57,3(AfKpЈii). Обращаем внимание, что метацентрическая высота в результате изменится, так как есть вертикальный перенос груза на расстояние г = г2—zt = 15—2=13 м (груз перенесен вверх).Кренящий момент Мкр = ply. Плечо горизонтального переноса ly = у2 — #i = 0 — 4 = —4 м§ 52. ИЗМЕНЕНИЕ ПОПЕРЕЧНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ НАГРУЗКИ СУДНАПрием или снятие малого груза в произвольную точку обычно вызывает изменение остойчивости. Рассмотрим, как меняется поперечная метацентрическая высота судна, если груз принят так, что крен не возникает, т. е. уР=0 (груз принят в ДП). Пусть принятый груз имеет аппликату zp, причем груз принят на палубу (рис. 145). После приема груза осадка судна увеличивается на АГР.