Сентябрь 9th, 2013
§ 65. СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОДЫ И ВОЗДУХА ДВИЖЕНИЮ СУДНАСудно движется на границе двух сред — воды и воздуха, и каждая среда оказывает этому движению сопротивление. Поскольку вода примерно в 800 раз плотнее воздуха, то и сопротивление воды для скоростей до 20—25 уз значительно больше воздушного сопротивления.Сопротивлением воды движению судна называют равнодействующую гидродинамических давлений и касательных напряжений трения воды о корпус на направление движения. Величина силы сопротивления зависит от размеров судна, формы его корпуса, характера и состояния подводной обшивки, скорости и режима движения.Сила сопротивления состоит из сопротивления формы, волнового сопротивления и сопротивления трепня. При изучении сопротивления считают, что эти три составляющие сопротивления воды независимы, хотя фактически между ними существует некоторое взаимодействие. Принятие этой гипотезы значительно упрощает изучение сложных явлений сопротивления воды движению судна. Рассмотрим каждую составляющую отдельно.Сопротивление трения является результатом того, что вода обладает вязкостью, и частицы воды, непосредственно прилегающие к обшивке судна, как бы прилипают к нему и движутся вместе с ним. По мере удаления от корпуса судна скорость движения частиц воды уменьшается и на некотором расстоянии от него частицы воды остаются в покое. Слой, в котором наблюдаются возмущение частиц воды, называется пограничным слоем, его ширина растет от носа к корме. Трение между частицами воды в пограничном слое и является сопротивлением трения.