Сентябрь 9th, 2013
Бортовая качка может быть значительно умерена с помощью специальных устройств — успокоителей качки.Установка на судне успокоителей качки обходится достаточно дорого, поэтому устанавливают их в основном на пассажирских и научно-исследовательских судах. Существующие успокоители качки применяют с целью создания момента, направленного в противоположную сторону по отношению к моменту, вызывающему качку.В настоящее время применяют следующие типы успокоителей: скуловые кили, пассивные цистерны, активные цистерны, гироскопические успокоители и управляемые боковые рули.Скуловые кили (рис. 163, а) представляют собой пластины, устанавливаемые на скулах судна вдоль линий тока воды на протяжении 25—50 % длины судна. Они просты по устройству и умеряют размахи резонансной качки на 30—40 %, но оказывают достаточно большое дополнительное сопротивление воды движению судна.Пассивные цистерны (рис. 163, б) — это цистерны, устраиваемые по бортам судна и соединенные между собой нижним и верхним каналами. Цистерны примерно наполовину заполнены пресной или забортной водой пли жидким топливом. Нижний жидкостный канал имеет клапан, регулирующий его сечение. Можно так отрегулировать сечение канала, что жидкость при качке будет переливаться с борта на борт с запозданием и тем самым создавать стабилизирующий момент.Рис. 163. Успокоители качки: а — скуловые кили; б — пассивные цистерны; в — управляемые боковые рули.Недостатком пассивных цистерн является уменьшение полезного объема помещений и грузоподъемности судна, так как для эффективного действия цистерн необходимо, чтобы вес переливающейся жидкости составлял 1,5—3 % водоизмещения судна.