Сентябрь 9th, 2013
Глиссирующие суда. Данные суда имеют плоское днище определенной формы, которое при росте скорости располагается под небольшим углом к направлению набегающего потока воды, и на нем появляется вертикальная составляющая гидродинамического давления воды. Эта составляющая увеличивается по мере роста скорости судна, и наступает момент, когда она уравновешивает силы веса судна. Корпус судна выходит из воды и начинает скользить по ней. Этот режим скольжения называется глиссированием, а суда—глиссерами. При глиссировании резко уменьшаются все составляющие сопротивления воды и резко возрастает скорость судна. Эффект глиссирования можно обеспечить только для сравнительно небольших судов, так как затраты мощности для крупнотоннажных судов были слишком велики. Глиссеры обладают рядом недостатков, которые ограничивают их применение: плохой остойчивостью и неустойчивостью на курсе, а главное — недостаточной мореходностью. Даже при небольшой волне корпус глиссера испытывает сильные удары о воду, что может привести к аварии.Суда на подводных крыльях (СПК) (см. рис. 16). Эти суда имеют под корпусом короткие крылья, на которых по мере увеличения скорости появляется и растет подъемная сила. Корпус судна выходит из воды и движется над пей. В воде остаются только крылья, сопротивление которых значительно меньше сопротивления корпуса. Построены и работают СПК с газовыми турбинами, скорость таких судов достигает свыше 100 уз. Ведутся работы по установке на СПК турбовинтовых и турбореактивных двигателей, что может позволить достичь скорости 150 уз.