Сентябрь 9th, 2013
Из других движителей, применяемых в настоящее время, следует отметить паруса и весла. Паруса применяются на спортивных и учебных судах и на некоторых небольших промысловых судах. Весла применяются на шлюпках и спортивных судах.Глава XVII. УПРАВЛЯЕМОСТЬУправляемостью называется мореходное качество судна, сочетающее в себе два понятия: поворотливость и устойчивость его на курсе.Поворотливостью называется способность судна изменять направление своего движения под действием специальных устройств.Устойчивостью на курсе называется способность судна сохранять определенное, заданное направление движения.Практически ни одно судно не обладает абсолютной устойчивостью на курсе, и вследствие влияния на движение судна различных факторов для исправления курса требуется постоянное вмешательство или рулевого, или автоматических приспособлений.§ 74. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ РУЛЯ НА СУДНО. МОМЕНТ НА БАЛЛЕРЕРассмотрим плоский руль, представляющий собой пластину, расположенную под углом к потоку воды. Равнодействующая р гидродинамических сил, действующих на руль, приложена в точке, называемой центром давления, и направлена по нормали к поверхности руля. Воспользуемся следующей схемой (рис. 161). Плоский руль ЛВ положен на угол а на правый борт, и на него действует равнодействующая гидродинамических сил р на расстоянии а от оси вращения руля. Приложим в центре тяжести судна взаимно уравновешенные силы р\ и рг,равные п параллельные р. Силы р\ и р2 образуют пару сил, момент которой Мпр подворачивает судно вправо.