Сентябрь 9th, 2013
которая называется метацентрической формулой поперечной остойчивости. VАнализ этой формулы показывает, что величина восстанавливающего момента находится в прямой зависимости от величины метацентрической высоты h: чем больше Л, тем остойчивее судно. Следовательно, метацентрическая высота может служить мерой остойчивости для данного судна. У морских судов различных типов метацентрическая высота может быть от 0,2 до 2 м и более.Так как угол крена 0 мал, то выражение (27) можно записать в видеЗадачи для самостоятельного решенияЗадача 9. Какой кренящий момент Мнт> нужно создать, чтобы ликвидировать крен судна 0 = 8°, причем т0 = 20 тс-мград? Ответ: Л1кр =—160 тс • м.Задача 10. Определить угол крена судна, элементы которого L\ В\ Т; б; г; zc\ zg соответственно равны 100; 20; 5; 0,7; 5,2; 2,6; 6, если накренившееся судно имеет плечо восстанавливающего момента = 0,15 м.Ответ: 0=4°48.§ 49. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛА КРЕНА ПРИ ПОПЕРЕЧНО-ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗАЕсли груз перемещен поперек судна (рис. 142) по горизонтали (из точки с ординатой у\ в точку с ординатой гг), то положение центра тяжести судна G по высоте не изменится (он только переместится вправо в точку Gi), и, следовательно, не изменится и метацентрическая высота. Значит, остойчивость судна не изменится, но появится крен, так как перенос груза создает момент, определяемый по формулегде 1у = У2—у\ — плечо переноса груза. В зависимости от направления переноса груза плечо и кренящий момент будут положительными (при переносе груза в сторону правого борта) или отрицательными (при переносе груза в сторону левого борта).