Сентябрь 9th, 2013
Крыльчатый движитель (рис. 159) представляет собой несколько лопастей, укрепленных на вращающемся вокруг вертикальной оси диске (роторе). Каждая лопасть при вращении ротора совершает колебательные движения вокруг своей вертикальной оси, причем режим этих колебаний может измениться с помощью специального, довольно сложного механизма. Этот механизм позволяет изменять величину силы упора от нуля до максимума и, кроме того, изменять направление силы упора в любую сторону. Поэтому судно, оборудованное крыль-чатыми движителями, обладает отличной маневренностью: оно может двигаться вперед, назад, разворачиваться на месте и даже двигаться бортом (лагом).К недостаткам крыльчатого движителя относится сложность конструкции и слабая защищенность движителя от ударов о препятствия. Крыльчатые движители обычно устанавливают на судах, которые должны иметь высокую маневренность: портовых буксирах, плавучих кранах, пожарных судах, паромах и других.Водометный (водопроточный) движитель состоит из трубы, расположенной вдоль судна, и насоса, рабочее колесо которого находится внутри трубы. При работе насоса вода засасывается через носовое отверстие трубы и выбрасывается в атмосферу через кормовое отверстие. Возникающая при этом реактивная сила движет судно вперед.Существует много различных конструкций водометного движителя. Одна из них схематически изображена на рис. 160.Преимуществом водометных движителей является полная защищенность движителя от внешних воздействий (что позволяет им плавать по засоренным фарватерам) и высокая маневренность. Водометные движители обладают и рядом недостатков: большим весом (учитывается и вес воды в трубах) и низким КПД из-за трения воды о стенки трубопроводов, изгибов трубопроводов и другими.