Сентябрь 9th, 2013
остойчивость на малых углах крена, которая характеризуется следующими допущениями:углы крена не превышают 10—15°, причем при этих углах палуба не входит в воду, а скула не выходит из воды;наклонения равнообъемны, т. е. объемы входящих в воду частей корпуса равны объему выходящих из частей корпуса,т. е. объемное водоизмещение постоянно;наклонения происходят вокруг продольной оси, проходящей через центр тяжести площади действующей ватерлинии;центр величины перемещается по дуге окружности.Рассмотрим поперечные наклонения судна. Если судно под действием внешнего кренящего момента Мкр (например, давления ветра) получит крен на угол 9 (угол между исходной WL0 и действующей WL\ ватерлиниями), то вследствие изменения формы подводной части судна центр величины С переместится в точку Си причем это перемещение, как мы условились, произойдет по дуге окружности с центром в точке М (рис. 141).Сила поддержания D будет приложена в точке С и направлена перпендикулярно к действующей ватерлинии WL\. Точка М находится на пересечении диаметральной плоскости с линией действия сил поддержания и называется поперечным метацентром. Сила веса судна Р остается в центре тяжести G; вместе с силой D она образует пару сил, которая препятствует наклонению судна кренящим моментом Мкр. Момент этой пары называется восстанавливающим моментом Мв\ его величина характеризует степень остойчивости суднаMb=DGK, (26)где Мв в тонна-сила-метрах.Перпендикуляр GK, опущенный из центра тяжести судна на линию действия сил поддержания, являющийся плечом восстанавливающей пары, называется плечом остойчивости I:Перпендикуляр GK, опущенный из центра тяжести судна на линию действия сил поддержания, являющийся плечом восстанавливающей пары, называется плечом остойчивости I: