Сентябрь 9th, 2013
Положение VI (0=100°): плечо статической остойчивости стало отрицательным (ст = —0,18 м), судно опрокидывается.Таким образом, судно, наклоненное до угла 9 = 82°, будучи предоставленным самому себе, вернется в прямое положение, т. е. судно остойчиво в пределах углов крена от 0° до 82°. Точка пересечения кривой с осью абсцисс, соответствующая углу опрокидывания судна (9 = 82°), называется точкой заката диаграммы. Максимальный кренящий момент, который может выдержать судно, не опрокидываясь, соответствует максимальному плечу статической остойчивости.Для судна, имеющего водоизмещение ?> = 2000 тс, этот момент равенMKpmax = DCTmax = 2000 0,35 =— 700 тем.Такой момент, подействовав на судно, создает угол крена, называемый максимальным углом крена. Для рассматриваемогоСуДНа 9тах = 37°.Пользуясь диаграммой, можно определить угол крена по известному кренящему моменту или найти кренящий момент по известному углу крена. Например, известно, что на судно подействовал кренящий момент Mi = 550 тс-м. Нужно определить угол крена, который получит судно под действием этого момента. На оси ординат находим значение момента М\ = = 550 тс-м , проводим горизонтальную линию до ее пересечения с кривой и из точки пересечения опускаем перпендикуляр на ось абсцисс, откуда снимаем искомое значение 9i (на рис. 152 9, = 26°).Обратная задача решается подобным же образом. Обычно в судовых документах имеется несколько диаграмм, соответствующих наиболее характерным случаям загрузки судна. Для решения задач остойчивости при больших углах крена подбирают приближенно подходящую диаграмму. По диаграмме статической остойчивости можно определить величину начальной поперечной метацентрической высоты судна для данного случаязагрузки. Для этого из точки на оси абсцисс, соответствующей углу крена 57,3° (т. е. 1 рад), нужно восставить перпендикуляр, а из начала координат провести касательную к начальному участку кривой. Отрезок перпендикуляра, заключенный между осью абсцисс и касательной, равен (в масштабе плеч остойчивости) метацентрической высоте судна.