Сентябрь 9th, 2013
Суда на воздушной подушке (СВП) (см. рис. 17). Если под специально профилированное днище судна нагнетать воздух, то судно поднимется над поверхностью воды и будет парить над ней, опираясь на слой воздуха —«воздушную подушку». Такие суда строят во многих странах, в том числе и в СССР.Движение судна осуществляется чаще всего с помощью воздушных винтов, приводимых в действие специальными двигателями. СВП могут двигаться также надо льдом, снегом и достаточно ровной поверхностью земли.Известны СВП водоизмещением в несколько сотен тонн и скоростью до 100 уз. При достаточной высоте воздушной подушки и мощных двигателях скорость СВП может достигать 200—250 уз при хорошей мореходности.Экранопланы. Некоторое время назад был подмечен экранный эффект, возникающий при движении крыла на расстоянии 0,3—0,5 хорды (ширины) крыла от земли. В этом случае возникает подъемная сила, значительно большая, чем при той же скорости, но на большом удалении от земли.Если два корпуса соединить достаточно широким крылом (рис. 18), то получится судно, называемое экранопланом. Проведенные испытания экранопланов показали, что большие экранопланы на 500—1000 пассажиров могут развить скорость до 200—250 уз.Глава XVI. СУДОВЫЕ ДВИЖИТЕЛИДвижителем называется устройство, преобразующее энергию судового двигателя в энергию движения судна. Большинство применяемых движителей создает движущую силу в результате реакции масс воды или воздуха, отбрасываемых в сторону, противоположную направлению движения судна. К ним относятся гребные винты, гребные колеса, крыльчатые и водометные движители.