Июнь 18th, 2013
И*4. Обмотку якоря можно изготовить из многожильного транспонированного провода.5. Жидкий гелий можно непрерывно подавать в ротор из неподвижного источника.6. Машина может работать в режиме перевозбуждения в качестве синхронного компенсатора мощностью 45 кВА.7. Характеристики машины можно оценить расчетным путем.Б. Вторая экспериментальная машина [17, 18]Вторая экспериментальная машина существенно отличалась от первой, поскольку она была построена для проверки принципов конструирования крупных машин. При ее разработке ста-Рис. 18. Генератор переменного тока мощностью 2 МВА на стенде.рались реализовать упомянутые выше преимущества сверхпроводящей обмотки возбуждения.Чтобы реализовать максимум преимуществ, было решено построить эту машину таких размеров, какие позволяли металлообрабатывающие станки лаборатории. Машина имела номинальную мощность около 2 МВА (рис. 18).Для обеспечения необходимой теплоизоляции холодных узлов машины ротор вращается в непрерывно откачиваемой высоковакуумной полости. Неподвижная труба из фенольного пластика, покрытая эпоксидной смолой, служит одновременно внешней стенкой этой полости и каркасом обмотки якоря. Чтобы предотвратить протечки воздуха по валу, используются графитовые торцовые уплотнения с масляным подпором. Якорь, работающий при комнатной температуре, охлаждается маслом.На рис. 5 показан разрез этой машины; видны усовершенствованные конструктивные элементы. Каркасом ротора служит труба из аустенитной нержавеющей стали наружным диаметром 152 мм. Сверхпроводящая обмотка возбуждения занимает кольцевой зазор шириной 25 мм вокруг этого каркаса. Снаружи обмотку возбуждения покрывает вакуумно-плотная труба из нержавеющей стали, ограничивающая полость с жидким гелием, который подается в ротор и выводится из него через вращающийся узел на одном из концов машины (рис. 19). Внутренние гелиепроводы и теплообменники расположены в вакуумной полости (рис. 20). Все холодные узлы машины опираются на тепловые мосты (тонкостенные трубы из нержавеющей стали). Чтобы уменьшить теплоприток в зону гелиевых температур, часть выходящего потока гелия пропускают через теплообменники, расположенные посередине тепловых мостов.