Июнь 18th, 2013
Кроме того, установили, что циркуляционные токи в соединенной треугольником обмотке якоря малы, потому что при конструировании обмотки возбуждения третья гармоника сведена к минимуму. Испытания системы охлаждения якоря показали, что охлаждение обмотки вполне достаточно; однако оказалось, что масловодяной холодильник не имеет запаса, и его поверхность пришлось увеличить вдвое. Спроектированный для данной машины тиристорный возбудитель в соответствии с расчетом давал в обмотку возбуждения ток до 800 А. Регулирование тока удовлетворительное; пульсации напряжения, по-видимому, не оказывали отрицательного влияния на обмотку возбуждения.Ток в сверхпроводящей обмотке доводился до максимального рабочего значения без перехода в нормальное состояние, что свидетельствует об удовлетворительной работе силовой конструкции и системы охлаждения жидким гелием. Во время испытаний на холостом ходу (частота вращения 900 обмин, ток возбуждения 800 А) 25 мая 1973 г. разрушились токовводы обмотки возбуждения на участке между катушками и соединением сверхпроводника с нормальным проводником (рис. 20 и 27).Авария произошла через 30 с после введения тока 800 А. Перед аварией не наблюдалось никаких тревожных сигналов контрольно-измерительных приборов. Причиной аварии явились перегрев и выгорание куска сверхпроводника длиной 5 см. Следы перегрева были заметны и на втором уцелевшем токовводе.При аварии были частично повреждены обмотка возбуждения и ее бандаж из нержавеющей стали. Это явилось результатом вывода энергии из обмотки, индуктивность которой поддерживала дугу между концами поврежденного токоввода. Когда напряжение дуги становилось слишком высоким, возникали новые дуги, замыкавшие цепь между концами обмотки через стальные элементы ротора, главным образом через тонкую (0,76 мм) оболочку, закрывающую обмотку снаружи (рис. 5 и 20). Эти дуги прожгли отверстия в оболочке напротив трубчатых корпусов токовводов. Компоненты дуги и гелий, выходящие сквозь эти отверстия, попали в вакуумную полость и вызвали рост давления. Нет никаких свидетельств того, что повреждению токовводов непосредственно предшествовал переход обмотки в нормальное состояние. В момент аварии расход гелия через основной канал составлял 16,6 лч, а через токовводы 2 лч. Место повреждения видно на рис. 27, где изображен корпус токоввода из нержавеющей стали.