Июнь 17th, 2013
Контроль за положением корпуса осуществляется по контрольным линиям на обшивке и наружных конструкциях корпуса, по выставленным с целевым назначением стойкам или с помощью специальных фиксаторов — реперов. Репер представляет собой заостренный цилиндрический стержень со стрелкой, расположенный в полом цилиндре (корпусе) с одним донышком. Между донышком и стержнем помещена пружина. На стенке корпуса имеются окно, в котором перемещается стрелка стержня, и вертикальная шкала; нанесенная вдоль окна. Корпус репера крепится в вертикальном положении к специальной стойке-коротышу, установленному на поверхность стапеля, так, чтобы острие стержня упиралось в контролируемую точку корпуса судна. Периодически снимаются показания со всех реперов, фиксирующих положение контролируемых точек в данный момент времени.Более эффективным является способ дистанционного контроля за положением судна на построечном месте, .который осуществляется автоматически и непрерывно в процессе всего стапельного периода. Этот способ позволяет выполнять периодический контроль, если в непрерывном нет необходимости. Принцип действия устройств такого контроля заключается в том, что датчики, установленные на местах реперов, преобразуют перемещения контролируемых точек корпуса в электрические сигналы, регистрируемые прибором-самописцем на пульте управления, который может быть расположен вне построечного места.Практически с помощью автоматического контроля можно следить за положением любой точки корпуса. В отечественной практике имеются автоматические устройства, которые фиксируют положение ОЛ н двух линий, параллельных ОЛ и проходящих по обшивке корпуса в районах днищевых стрингеров или продольных переборок.