Июнь 17th, 2013
Продольные стапелн по устройству подводной части разделяют на стапели без водоотлива и с водоотливом (осушаемые). У первых порог находится под водой постоянно. У вторых за порогом устроен железобетонный котлован, называемый ков-шом, закрытый специальным водонепроницаемым устройством— батопортом. Перед спуском судна ковш стапеля заполняется водой через клинкет батопорта, а из балластных цистерн батопорта откачивают воду. Батопорт всплывает, после чего отводится за пределы линии спусковых дорожек. По мере всплытия батопорта вода заполняет ковш стапеля и порог его уходит под воду.Продольными стапелями, применяемыми для постройки средних судов, оборудованы старые заводы. При сооружении современных судостроительных предприятий продольные стапели строят очень редко.На поперечном стапеле ДП судна перпендикулярна направлению спусковых дорожек. Поперечный стапель представляет собой горизонтальную построечную площадку, переходящую в наклонную поверхность со спусковыми дорожками.Рис. 6.1. Продольный наклонный стапельНа построечной площадке одновременно формируются корпуса нескольких судов. Их располагают бортами параллельно береговой линии. Количество дорожек доходит до 20. Для судна со спусковой массой около 1000 т устанавливают 4—6 дорожек. Уклон поперечного стапеля от 0,083 до 0,20 при длине дорожек 20—50 м. Поперечный стапель не имеет осушаемой части. Его порог может быть под водой, у воды или над водой.Недостатками наклонных стапелей являются: неуправляемый спуск судов, значительные усилия, действующие на корпус судна в процессе спуска, неудобство постройки судна в наклонном положении на продольных стапелях.