Сентябрь 9th, 2013
Работы А. М. Ляпунова по проблеме устойчивости движения определили целую эпоху в развитии механики, а затем и теории автоматического регулирования не только в СССР, но и за рубежом [2], [46], [51], [109], [111], [117], [177], [239], [241], [242], [243], [247], [251], [252], [253], [254], [255], [258].Значительную роль в развитии теории автоматического регулирования сыграли работы выдающегося математика и механика П. Л. Чебышева, который в 1871 г. опубликовал работу «О центробежном уравнителе, где впервые поставлена задача о синтезе регулятора прямого действия, обеспечивающего наибольшую точность регулирования при заданной схеме регулятора [228], [237].С 1870 г. начинают разрабатываться автоматические системы и регуляторы, работающие с использованием электрической энергии. Так, в 1880 г. А. П. Давыдов создает первую электрическую следящую систему пушечной установки со счетно-решающим устройством [207].В 1898 г. великий русский ученый К. Э. Циолковский предложил «автоматический регулятор горизонтального руля с электрическим приводом, который предназначался для стабилизации полета дирижабля [211]. Эта работа легла в основу дальнейших исследований по созданию автопилотов для различных видов летательных аппаратов [164]. В 1899 г. Н. В. Попов разработал электрический регулятор для паровой машины [160].Созданная И. А. Вышнеградским школа регулирования развивалась в ряде высших учебных заведений. Среди курсов, прочитанных по теории регулирования в этот период, особо следует отметить курс лекций Н.