Сентябрь 9th, 2013
Системы регулирования вследствие самого принципа их действия, благодаря которому часть энергии с их выхода может возвращаться обратно на вход, являются системами, склонными к колебаниям.Рассмотрим, например, самолет, снабженный автоматом курса, реагирующим на отклонения самолета от требуемого направления. Предположим, что в начальный момент времени благодаря действию тех или иных возмущающих причин продольная ось самолета не совпадает с требуемым направлением движения. Тогда чувствительный элемент автомата курса выработает сигнал, который заставит отклониться руль направления.В результате отклонения руля от нейтрали возникает вращающий момент, который будет стремиться возвратить самолет на заданный курс. Однако в момент, когда продольная ось самолета совпадет с требуемым направлением движения, его вращательное движение не прекратится. Это произойдет, во-первых, потому, что самолет, имеющий значительный момент инерции, будет обладать при подходе к заданному курсу определенным запасом кинетической энергии, и, во-вторых, потому, что автомат курса, обладающий некоторым запаздыванием, возвратит руль в нейтральное положение лишь через некоторый промежуток времени после того, как продольная ось самолета совпадет с заданным курсом.Вследствие указанных причин самолет будет отклоняться от заданного курса в направлении, противоположном первоначальному отклонению, до тех пор, пока автомат курса не произведет перекладку руля и пока в результате этого не разовьется вращающий момент, достаточный для того, чтобы заставить самолет опять стремиться к заданном курсу. Теперь самолет подойдет к нему уже с другой стороны, и по тем же причинам, которые были приведены выше, опять возникнет отклонение от заданного курса, имеющее тот же знак, что и первоначальное отклонение. Затем весь процесс повторится снова и т. д.