Сентябрь 9th, 2013
В поворотно-лопастных турбинах, кроме рассмотренного выше процесса регулирования скорости, используется еще поворот лопастей рабочего колеса турбины с целью получения наивысшего к.п.д. турбины. В существующих в настоящее время регуляторах скорости требуемая установка лопастей в функции угла открытия направляющего устройства вычисляется заранее на основе экспериментов на модельной турбине. Для осуществления поворота лопастей в соответствии с этими данными к регулятору скорости пристраивается дополнительно система программного управления поворотом лопастей рабочего колеса. Она состоит из датчика программы (программирующего устройства) и следящей системы, обрабатывающей заданную программу.Датчиком программы служит механический функциональный преобразователь — профилированный кулачок 34, насаженный на вал 29. Профиль кулачка выполнен в соответствии с требуемой зависимостью угла поворота лопастей рабочего колеса от угла открытия направляющего устройства. Через ролик 32 и систему рычагов 33, 30, 31 кулачок воздействует на золотник 21, который через вспомогательный серводвигатель 19 управляет телом главного золотника 20 серводвигателя рабочего колеса. Золотники и серводвигатель рабочего колеса образуют собой следящую систему, отрабатывающую заданное кулачком 34 угловое перемещение. СерводвимоеРис. II 1.4. Схема взаимодействия элементов регулятора скорости гидротурбиныгатель рабочего колеса встроен в вал турбины и на схеме не показан. Через трос 36 осуществляется обратная связь от серводвигателя к золотниковому рычагу 31, который служит в качестве органа сравнения следящей системы.