Август 11th, 2013
В сварных соединениях значительной толщины скорость охлаждения в околошовной зоне или в отдельных ее местах-может превзойти критическую скорость охлаждения для данной стали,, вследствие чего в сварной зоне, особенно при однослойном шве, могут получаться мартенситные участки, что и в действительности отмечалось, рядом исследователей. У сталей, в которых образуется больше мартенсита или он обладает большей твердостью, при испытании сварного соединения загибом может наблюдаться хрупкое разрушение.Опасность получения холодных трещин или остаточных напряжений в сварном соединении у одной и той же стали также зависит и от «сварочных» факторов и может быть в значительной степени предотвращена за счет их регулирования [например, 395]. Однако большую роль в возникновении холодных трещин и остаточных напряжений играют структурные превращения в стали в прсрессе охлаждения после сварки и температурные интервалы, в которых эти превращения протекают, чт> в свою очередь также в большей степени связано с прокаливаемостью стали. В частности, получение мартенситных участков в сварном соединении будет усиливать также остаточные напряжения и опасность .получения трещин. Укрупнение зерна при сварочном нагреве будет влиять в том же направлении не только прямо, но и косвенно, за счет увеличения прокаливаемости стали. Таким образом, хотя ухудшение свойств околошовной зоны и образование холодных трещин определяется, вообще говоря, разными факторами, эти два явления чаще всего, в том числе и под влиянием легирования, сопутствуют друг другу.