Август 11th, 2013
Ь заключение считаем своим долгом выразить благодарность лицам, сделавшим ряд ценных замечаний при просмотре рукописи, прежде всего С. Т. Кишкину, С. 3. Бокштейну, А. А. Жуховицкому, Г. Л. Лившицу, Ю. А. Геллеру, А. Г. Иванову, А. М. Борздьгке, А. А. Бабакову, а также Л. А. Гликману, А. И. Шултину, А. Л. Немчинскому, С. С. Шуракову; сотрудникам руководимой нами кафедры А. В. Смирному, Л. А. Поповой, Ф. А. Богачеву и Л. П. Макаровой за участие в обсуждении некоторых вопросов и помощь в оформлении рукописи.Выражаем также благодарность руководству Ленинградского института авиационного приборостроения и в особенности его директору Д. Д. Аксенову за содействие, внимание и помощь в процессе работы над рукописью; работникам библиотек ЛИАП, Института металлов и Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина, всемерно содействовавшим нам в ознакомлении с обширной литературой.АВТОРВВЕДЕНИЕВ современной технике со сталью все больше конкурируют легкие сплавы на основе алюминия, магния, титана, сплавы на основе никеля и кобальта, металлокерамические режущие сплавы, неметаллические материалы и комбинации керамики с металлами различного назначения— конструкционные, инструментальные, жаропрочные, магнитно-твердые и М1агнитномягкие и др. Тем не менее сталь до сих пор остается основным техническим материалом, а повышение ее разнообразных свойств— важнейшей задачей, в значительной степени обусловливающей технический прогресс машиностроения и многих других отраслей техники. Легирование — основное средство воздействия в желаемом направлении на тот или иной процесс в стали и косвенно или непосредственно — на ее свойства.