Июнь 17th, 2013
Конструктивно подшипники разделяются на подшипники качения и скольжения.Подшипники качения используются в машинах малой и средней мощности, например внешние (выносные) подшипники небольших конденсатных насосов, выносные подшипники погружных насосов для жидких металлов и т. д. Основные преимущества подшипников качения — малые потери на трение, небольшие размеры, простота монтажа и взаимозаменяемость, способность многих подшипников воспринимать не только радиальные, но и осевые нагрузки. При больших окружных скоростях и нагрузках работоспособность подшипников качения резко снижается. Поэтому для основных машин ЯЭУ используются главным образом подшипники скольжения, выносные или встроенные.Подшипники скольжения используются в качестве как радиальных, так и осевых. Для обеспечения режима жидкостного трения в подшипниках скольжения между вращающейся и неподвижной поверхностями необходимо наличие устойчивой пленки смазывающей жидкости. Режим жидкостного трения в нагруженной части подшипника может быть обеспечен двумя принципиально различными способами. Соответственно различаются динамические подшипники скольжения (гидродинамические, газодинамические) и статические подшипники скольжения (гидростатические, газостатические).В динамических подшипниках смазывающая жидкость увле-кается вращающейся поверхностью в клиновой зазор благода-25—7000 385Рис. 7.58. Опорно-упорный подшипникря вязкости. В жидкостном клине развивается повышенное давление с максимумом в области наименьшего зазора. Это давление уравновешивает силы, действующие на ротор, позволяет валу при его вращении находиться во взвешенном состоянии. Клиновой зазор в осевом подшипнике образуется между вращающимся упорным диском и закрепляемыми на неподвижном диске колодками. Колодки могут быть выполнены качающимися, так что угол клина устанавливается автоматически в зависимости от осевого усилия (подшипники Митчелла и Кингсбери). При использовании в выносных подшипниках жидкостей с хорошими смазывающими свойствами допустимы давление до 2 МПа, окружная скорость шейки вала до 80 мс, а в отдельных случаях — до 125 мс; коэффициент трения 0,001—0,01. Относительная длина радиальных выносных подшипников скольжения составляет Ld=0,8-i-l,5 (d— диаметр шейки вала); диаметральный зазор выбирается 0,2—0,9 мм при увеличении диаметра от 50 до 350 мм.