Июнь 17th, 2013
п.Радиус действия определяется местом размещения источниковсырья (руды, нефти, зерна и т. п.) и может только ограничи-вать производительность судна. Следовательно, производитель-ность можно поднять, увеличивая скорость судна, для чеготребуется существенный рост мощности судовых энергоустано-вок, так как мощность на валу движителя пропорциональнакубу скорости движения. Для судов, работающих на мазуте,12—7000 177это связано еще и с увеличением запаса топлива. Так, современный супертанкер мощностью 3000 кВт, перевозящий в одну сторону 100000 т на расстояние 32 000 км (17 500 миль) со скоростью 27 кмч (17 узлов), за один рейс туда и обратно расходует топлива в количестве 15% перевозимого груза.В этой связи с применением ЯЭУ может повыситься общая производительность грузовых судов всех типов за счет снижения полной массы энергетической установки, которая включает в себя массу собственно энергетической установки и массу топлива, запасаемого на рейс. На рис. 4.9 приведены зависимости масс ЯЭУ и паротурбинной установки (ПТУ) на мазуте (без запаса топлива на рейс) от их мощности, а также увеличение полезной грузоподъемности в одном рейсе, полученное как разность полных масс ПТУ и ЯЭУ Ипту + Л4т— Мяэу) при длительности рейса 35 сут. Как видно из рис. 4.9, выигрыш ЯЭУ при полной массе при Л=40-60 МВт составляет более 10 000 т. Уменьшение полной массы энергетической установки можно различными способами использовать для улучшения технико-экономических характеристик судна при использовании ЯЭУ: при постоянных мощности установки, водоизмещении и скорости судна повысить годовую производительность судна увеличением полезной грузоподъемности; при неизменной полезной грузоподъемности уменьшить водоизмещение, что при постоянной мощности приведет к росту скорости и числа рейсов в год, а следовательно, провозной способности судна.