Июнь 17th, 2013
Внутренняя поверхность вкладыша обрабатывается после установки его в обойму.Вкладыши осевого упорного подшипника 8 прессуются непосредственно в их стальные обоймы 5 и изготавливаются из той же пластмассы, что и вкладыш радиальных подшипников. На поверхности вкладышей осевого подшипника выполняются радиальные канавки для прохода жидкости. Опорный вращающий диск обычно выполняется из высоколегированной хромони-келевой стали ЭИ953, не содержащей кобальта, с чистотой обработки по трущимся поверхностям 9—10.Гидродинамические подшипники скольжения описанной конструкции хорошо зарекомендовали себя в главных циркуляционных и вспомогательных насосах на Нововоронежской, Белоярской и других АЭС. Несущая способность гидродинамических подшипников скольжения растет с увеличением вязкости жидкости и частоты вращения ротора. В момент пуска не исключена возможность сухого трения и повышенного износа подшипников.Условия чисто жидкостного трения могут быть реализованы в гидростатических подшипниках скольжения, успешно применяемых в конструкциях как с вертикальным, так и с горизонтальным расположением вала. Они могут работать практиче-ски на любой чистой жидкости, в том числе и на жидких металлах при высоких температурах. По особенностям работы гидростатические подшипники разделяются на подшипники спо-стоянным дросселированием на входе и подшипники с переменным дросселированием на входе и выходе (со взаимным щелевым дросселированием).На рис. 7.60 и 7.61 показаны принципиальные схемы радиального и осевого гидростатических подшипников с постоянным дросселированием на входе. Во вкладыше радиального подшипника имеется 4—12 карманов (камер) длиной LK, отделенных друг от друга поперечными перемычками шириной Ln с малым радиальным зазором относительно вала h (с большим гидравлическим сопротивлением), а в осевом направлении ограниченных кольцевыми перемычками длиной Li. В карманы через калиброванные отверстия диаметром dA подается жидкость при высоком давлении. При концентрическом расположении вала гидравлическое сопротивление выхода из всех карманов одинаковое. Сопротивление же дроссельных отверстий на входе подбирается таким образом, чтобы в карманах установились давления, уравновешивающие усилия, действующие на ротор и обеспечивающие концентричность расположения вала. При радиальном смещении вала изменяется зазор: на стороне, противоположной направлению смещения вала, зазоры по кольцевой перемычке и между камерами увеличиваются, а в направлении смещения уменьшаются. Через камеру, противоположную смещению вала, расход жидкости увеличивается, давление в ней снижается; через камеру на стороне смещения вала расход жидкости уменьшается, давление в ней повышается. В результате возникает радиальное усилие, возвращающее вал в первоначальное положение. Таким образом, гидростатические подшипники скольжения обладают свойством самоустанавливаемо-сти, что и обеспечивает постоянство режима жидкого трения. Аналогично работают и осеупорные гидростатические подшипники, в которых давление в камерах с обеих сторон упорных дисков изменяется в зависимости от размеров осевых зазоров. Гидростатические подшипники с постоянным дросселированием на входе надежно работали, например, в ГЦН первой реакторной установки ледокола «Ленин» (рис. 7.62).